Анализ работы

методиста по дошкольному образованию

МКУ ЦРОДОУ  Киржачского района

за 2014-2015 уч. год

 

В условиях введения ФГОС дошкольного образования методическая служба в 2014-2015 году работала над обеспечением профессиональной готовности педагогов дошкольных образовательных организаций  к реализации ФГОС через создание системы непрерывного развития каждого педагога. В связи с этим решались следующие задачи:

-содействовать развитию районной системы дошкольного образования;

-содействовать функционированию и развитию дошкольных образовательных учреждений;

-создать условия для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ДОУ;

-оказать учебно-методическую и научную поддержку всем участникам образовательного процесса;

-оказать информационно-методическую поддержку педагогам в освоении,  введении в действие ФГОС;

-способствовать удовлетворению информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников ДОУ.

Методическая поддержка педагогических работников

 ДОУ в условиях введения ФГОС.

Методическое сопровождение и подготовка педагогических работников к реализации ФГОС осуществлялось  через работу районных методических объединений. Планирование работы объединений педагогов строилось на основании рекомендаций ВИРО по организации методической работы с педагогическими работниками  ДОУ на 2014-2015 учебный год, планом- графиком введения ФГОС в ДОУ Киржачского района. В течение учебного года работали  Постоянно-действующий семинар «Введение ФГОС в ДОУ», 4 методических объединения и 3 творческих группы. Руководителями РМО являются педагоги с высшей и первой квалификационной категории.

На них рассматривались актуальные вопросы, связанные с обновлением воспитательно-образовательного процесса и развивающей среды  с учетом требований ФГОС.

   Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. А так как  уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. С целью информационно-методической поддержки педагогов в течение года был проведен цикл мероприятий по методическому обеспечению введения ФГОС дошкольного образования:

 

для заведующих и старших воспитателей

семинары «Введение ФГОС: Перспективы развития системы дошкольного образования» (в МКУ ЦРОДОУ), «Система мониторинга в ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования» (на базе МБДОУ № 5);

круглый стол «Инновационная деятельность в ДОУ в рамках введения ФГОС»,  семинары-практикумы «Разработка Основной общеобразовательной программы в ДОУ» (на базе МБДОУ № 6), «Система работы в ДОО, способствующая повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников» (на базе МБДОУ № 37).

для педагогов 

Семинар «Система непрерывного профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС» (на базе МКУ ЦРОДОУ),

Семинары-практикумы «Организация воспитательно-образовательной среды в период введения ФГОС» (на базе МБДОУ № 5), «Использование ИКТ-технологий в процессе введения ФГОС» (на базе МКУ ЦРОДОУ), «Компетентность воспитателя в условиях введения ФГОС» (на базе МБДОУ № 30).

Круглый стол «Создание условий для введения ФГОС ДО» (на базе МБДОУ № 8),

    В процессе работы методических объединений и творческих групп большое внимание уделялось вопросам комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса, организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС, взаимодействию специалистов, воспитателей и родителей в организации деятельности с детьми. 

    Педагоги делились опытом работы с детьми по развитию инициативы, самостоятельности ребенка, его социально-личностных качеств.

Воспитатели получили  теоретические и практические основы выстраивания такого взаимодействия с детьми, где взрослый намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка, как этого требуют ФГОС. 

    Заметно повысился уровень представления опыта работы педагогами. Опыт работы 10 педагогов ДОУ  в 2014-2015 учебном году обобщен и размещен в районном банке данных «Адреса педагогического опыта Киржачского района». Передовой педагогический опыт основан на анализе их практической деятельности, исходя из поставленных целей и задач.

     Работа в  этом направлении будет продолжена и в следующем учебном году. Особое внимание будет уделено показу практической деятельности воспитателей в рамках введения ФГОС.

    В октябре 2014 года открыто 5 муниципальных районных площадок на базе МБДОУ № 5, 37, 30, 40, МБОУ НОШ, целью работы которых является повышение качества воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС. Темы и планы реализации проектов «Использование интерактивного оборудования как средства развития познавательной активности дошкольников   в условиях реализации ФГОС», «Условия для создания и использования  предметно-развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС», «Использование ИКТ - технологий в условиях введения ФГОС», «Преемственность дошкольного и начального общего образования, как фактор успешной реализации ФГОС в ДОУ» были утверждены на расширенном заседании инновационного совета.

   Работа методических объединений, нормативно-правовое обеспечение по введению ФГОС, информация о деятельности районных инновационных площадок и отражены на сайте Дошкольное образование Киржачского района.

   По итогам работы методических объединений выпущены электронные сборники:

- электронный сборник «Готовимся к реализации ФГОС дошкольного образования»

- Электронный сборник по итогам районного фестиваля педагогических идей «Грамоте учиться всегда пригодится»

- Электронный сборник по итогам проекта «Раз словечко, два словечко»,

- буклеты для педагогов по введению ФГОС в ДОО, по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ, отвечающей современным требованиям, по использованию ИКТ-технологий в ДОО.

 При организации методической поддержки педагогов учитывался дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами с различным уровнем профессиональной подготовки. Педагоги ДОУ используют рекомендации, выработанные в ходе проведения семинаров в практике работы. У педагогов возникают затруднения при организации работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В связи с актуальностью инклюзивного образования предложено создать методическое объединение для педагогов, работающих с этой категорией дошкольников.

          

ВЫВОДЫ: 

1.     Создать в 2015-16 учебном году методическое объединение  для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями.

2.     Продолжить работу по методическому сопровождению введения ФГОС ДО.

 

 

 

Деятельность в области информатизации муниципальной системы образования

      В этом учебном году была продолжена работа по формированию информационно-образовательной среды в дошкольных учреждениях на основе применения ИКТ. В связи с этим появились новые возможности для развития и саморазвития педагогов, совершенствования их учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности. Именно такие  требования к воспитателю предъявляет профессиональный стандарт педагога. Методическая служба оказывает помощь в освоении работы с новыми средствами обучения, информационными технологиями, компьютерной техникой. Для этого в 2014-2015 уч.году функционировала творческая группа «ИКТ в ДОУ» в рамках которой педагоги учились работать с гугл-документами, работали в документах совместного редактирования, учились создавать собственные сайты и блоги.

   Кроме того, 7% педагогов прошли в этом учебном году обучение на компьютерных курсах INTEL «Обучение для будущего» на базе МБОУ СОШ № 2. Педагоги продолжают участвовать  в вебинарах на сайтах Netedu.ru, Учебно-методическом портале и др.

     По программе модернизации в МБДОУ № 5 и МБДОУ № 37 приобретены интерактивные доски SMART. Для педагогов был организован семинар-практикум по обучению работе с доской и созданию собственных дидактических материалов для работы на доске. 1 педагог прошел обучение в ВИРО по теме «Дидактические возможности применения технических цифровых средств в образовательном процессе».

     90 % ДОО имеют собственные сайты. Ссылки на их адреса размещены  на сайте для методической поддержи педагогов дошкольных образовательных учреждений   http://doukirgach.jimdo.com/, на котором также размещен опыт работы педагогов, информация о мероприятиях для педагогов и воспитанников ДОУ, ссылки на личные сайты педагогов. На страницах каждого районного методического объединения и творческой группы размещены планы работы и материалы заседаний, которые открывают поле для взаимодействия педагогической общественности. Это основа построения единого информационно-образовательного пространства района, которая является некой информационной базой данных с возможностью постоянного доступа к ней всех заинтересованных участников образовательного процесса. Интерес к сайту проявляют и родители. Поэтому блок с информацией для этой категории участников образовательного процесса регулярно пополняется и расширяется.

 В рамках модернизации дошкольного образования руководители работают в системе электронного мониторинга   «Барс - электронный детский сад». Следует отметить, что у руководителей еще возникают трудности в работе с данной системой. Одной из причин является отсутствие в детских садах интернета или его недостаточная скорость. Для них созданы условия в ресурсном центре (МКУ ЦРОДОУ) – наличие доступа в интернет через сеть WI-FI .

ВЫВОДЫ: в 2015-2016 уч. году следует:

§Продолжить работу по наполнению сайтов дошкольных учреждений и личных сайтов педагогов в соответствии с современным законодательством.

§продолжить обучение педагогов ДОУ по эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

 

Повышение квалификации педагогическими работниками

 

         В условиях введения ФГОС ДОО применяются новые подходы к обеспечению непрерывного повышения квалификации руководящих кадров  и педагогических работников учреждений дошкольного образования, содействия их творческому росту, профессиональной самореализации. 

Была организована поездка для обучения по ФГОС на Всероссийский марафон  «1 сентября»  в г. Москве. Педагоги посетили лекции педагогов новаторов и авторов пособий и новейших методических разработок. Среди них О.А.Скоролупова, один из разработчиков ФГОС ДО, Е.В.Колесникова, автор парциальной программы "От звука к букве" и др. 31 педагог, участвующий в марафоне получили сертификаты.  

    Методическая служба района старается создать определенные условия для повышения квалификации, оказывает им своевременную методическую и консультативную помощь, обеспечивает кадры современной информацией о содержании образования, инновационных технологиях, об альтернативных методических пособиях, авторских разработках и по актуальным проблемам дошкольного образования и воспитания на начальном этапе введения ФГОС.        В 2015 году  5 педагогов закончили обучение по индивидуальному плану (накопительная модель).  Продолжают обучение по этой модели еще 7 педагогов.

     В этом учебном году по программам долгосрочного обучения  (72- 144 часа) прошли обучение 46  (23%)  педагогов (из них 6 руководителей). Всего за 2014-2015 уч. год прошли курсовую подготовку по различным программам  (16-144 часа) 32,2% педагогов.

    Следует отметить, что большее количество педагогов стали выбирать для обучения тематические курсы (35 человек – 18%). Из них тематические курсы по ИКТ прошли 15 педагогов. Педагоги из МБДОУ № 4, МКДОУ № 5, МКДОУ № 27, МБДОУ № 15 (5 человек) закончили в этом учебном году обучение по накопительной модели. Продолжают обучение по накопительной модели педагоги МБДОУ № 12, МБДОУ № 30, МБДОУ № 14, МБДОУ № 11 (6 человек).

В ВЛГУ и ВИРО ведется переподготовка педагогических кадров различных категорий. По программе переподготовки ВЛГУ  обучение прошли 2 воспитателя МБДОУ № 8, не имеющие дошкольного образования.

Всего в Киржачском районе 76 педагогов (38%) не имеют дошкольного образования, поэтому проблема переподготовки воспитателей стоит достаточно остро.

     ВЫВОДЫ: в 2015-2016 уч. году следует:

·        организовать работу по переподготовке воспитателей, не имеющих дошкольного образования;

·        продолжать работу по обеспечению непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.

 

Аттестация педагогических кадров

   

    В 2014-2015 уч.году  сохранилась тенденция увеличения числа педагогов, желающих повысить свою квалификационную категорию.  А это, в свою очередь, способствует  повышению эффективности и качества педагогического труда; выявлению перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;  обеспечивает дифференциацию уровня оплаты труда педагогических работников. Не имеют квалификационной категории лишь 13,2 % педагогов ДОУ. Среди них в основном те педагоги, которые проработали в учреждении менее 2 лет и молодые педагоги со стажем работы до 3 лет. Более 70 % педагогов имеют 1 и высшую квалификационную категорию:

 

 

год

Кол-во

педагогов

Аттестовано в учебном году

имеют категорию

высшая

первая

соотв.

высшую

первую

вторую

соотв

не имеют

2011

-2012

 

172

 

4

 

11

 

9

 

12

 

75

 

51

 

9

 

25

7%

44%

30%

5%

14%

2012

-2013

 

173

 

3

 

16

 

3

 

16

 

83

 

34

 

11

 

29

9%

48%

20%

6%

17%

2013-2014

171

20

22

4

 

31

 

80

 

13

 

16

 

31

 

18,1%

 

46,8%

 

7,6%

 

9,4%

 

18,1%

2014- 2015

178

    5

   18

      8

 

39

 

91

 

-

 

29

 

19

 

21,9%

 

51,1%

 

-

 

16,2%

 

10,8%

 

 

 

Смотры, конкурсы, фестивали

 Для обеспечения профессионального роста педагогов, формирования их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий районной методической службой проводятся различные конкурсы, фестивали. Это стимулирует целенаправленное, непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ. Опыт педагогов МБДОУ № 8, 40,37, 19, МБОУ НОШ размещен на дисках, выпускаемых ВИРО. 

      Все запланированные конкурсы, смотры в годовом плане и другие мероприятия проведены согласно плану работы МКУ ЦРОДОУ и управления образования, согласно тем положениям, которые разработаны и утверждены конкурсными комиссиями и членами жюри.

    Многие мероприятия были посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В МБДОУ № 12 реализован проект «Слава тебе победитель солдат, слава тебе, Россия», в МБДОУ № 37 пректы «Герои Киржача», «Поклонимся великим тем годам», в МБДОУ № 30 прошла ежегодная акция «Незабудка», проект «Мы правнуки Великой Победы. Воспитанники МБДОУ № 40 поздравили ветеранов через Киржачское кабельное телевидение. Педагоги и воспитанники МБДОУ № 15 участвовали в конкурсе военной песни в Филипповском Доме Культуры. 9 мая педагоги организовали выход родителей с детьми на митинги и на построение колонны «Бессмертного полка». Во время бесед с детьми взрослые рассказали детям о героизме нашего народа, его роли в Победе над фашизмом, о героях-земляках, об улицах нашего города, носящих имена героев. Посетили ребята и районный краеведческий музей. Во многих детских садах совместно с родителями оформлены книги Памяти, где размещены уникальные материалы с рассказами бабушек и дедушек – участников войны, тружеников тыла. Во всех детских садах проведены конкурсы рисунков, поделок, стихов, патриотической песни. Лучшие номера были представлены на районных праздничных мероприятиях.

      Фестиваль детского творчества среди дошкольников «Звёздный фейерверк» в этом году также был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В фестивале принял участие 131 ребенок из 17 образовательных учреждений района. Компетентное жюри оценивало юных участников по трём номинациям: "Вокальное творчество", "Танцевальное творчество", "Художественное чтение". Ребята демонстрировали вокальные, танцевальные способности, умение читать стихи и др. Воспитанников пришли поддержать родители, что говорит об их заинтересованности и желании участвовать в жизни ДОУ в качестве полноправных участников образовательного процесса. Благодарность управления образования объявлена педагогам, участвовавшим в подготовке участников фестиваля.

  В культурно-спортивном празднике «Малышок», традиционно посвященном Дню защиты детей,  приняли участие команды из 12 ДОУ района, дошкольники показали хорошую физическую подготовку, умение действовать согласованно в команде. Также уровень физического развития детей определялся по результатам мониторинга физической подготовленности. В тестах участвовал 1151 ребенок (563 мальчика и 588 девочек). Из них справились с выполнением предложенных упражнений 88% дошкольников.

      Педагоги  ДОУ организуют участие воспитанников в интернет конкурсах ЦДО «Снейл» http://nic-snail.ru/  «Ёж» по русскому языку (80 детей из МБДОУ №2, 8, 12) , «Орленок» по физической культуре (83 ребенка из МБДОУ № 8,12,25,37), «Муравей» по ОБЖ (32 ребенка из МБДОУ № 12, 25), по музыке «Аккорд» (27 детей из МБДОУ № 2, 12).  В конкурсе «Орленок» 1ребенок из МБДОУ  № 37 занял 1 место по региону, 1 ребенок из МБДОУ № 12  - 3 место по региону. В конкурсе «Муравей» 1 ребенок из МБДОУ № 12 – 1 место по региону, 3 ребенка – 2 место по региону.

    В конкурсе «Человек и природа»  принял участие 91 ребенок из МБДОУ № 8, 12, 40.

 

      В конкурсе  «Воспитатель года» участвовали 3 педагога ДОУ. Победителем конкурса стала Никонова Л.А. – музыкальный руководитель МБДОУ № 40, лауреатами Иванова Л.В. - воспитатель МБДОУ № 40, Савцова А.М. – воспитатель МБДОУ № 37. Педагоги представили опыт работы, показали свое педагогическое мастерство в практической деятельности с дошкольниками из МБОУ НОШ и провели мастер-классы с педагогами.

 

    Введение ФГОС ДО предполагает, в первую очередь,  создание условий в дошкольном учреждении для полноценного развития каждого ребенка. На это и были направлены усилия всех коллективов детских садов в этом учебном году. Практически во всех дошкольных учреждениях создана доступная, насыщенная, безопасная развивающая среда, отвечающая стандарту. Гораздо сложнее сделать среду трансформируемой, полифункциональной, вариативной, другими словами гибкой, легко изменяемой в соответствии с темой, которая реализуется в детском саду в определенный отрезок времени. Работа в этом направлении будет продолжена в следующем учебном году. В смотре-конкурсе «Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС» приняли участие все образовательные учреждения района.    Оценка развивающей среды осуществлялась по 100 бальной системе. Среди городских ДОУ наибольшее количество баллов набрало МБДОУ № 40, среди сельских – МБДОУ № 15. Они награждены дипломами Управления образования.   Совсем немного не хватило до 100 баллов следующим  детским садам: МБДОУ № 5, МБДОУ № 6, МБДОУ № 11, МБДОУ № 12, МБДОУ № 30, МБДОУ № 37, МБОУ НОШ. Они получили грамоты  Управления образования.

    В фестивале педагогических идей «Грамоте учиться – всегда пригодится» приняли участие 37 педагогов. Они представили дидактические игры по обучению грамоте и развитию речи, изготовленные своими руками. По результатам фестиваля издан электронный сборник.

    В течение учебного года был реализован интернет-проект «Раз словечко, два словечко». В нем приняли участие и педагоги, и родители (всего более 40 человек). В итоге собрана богатая интернет – копилка на сайте дошкольного образования Киржачского района со стихами и рассказами для дошкольников, которые педагоги могут использовать при подготовке к занятиям, а родители для чтения детям.

    Методическая служба и дошкольные учреждения нашего города активно взаимодействуют с различными социальными институтами, образуя единое образовательное пространство для детей и их родителей. На Киржачском кабельном телевидении открыта постоянная рубрика «Беби-Бум», в которой опытные педагоги дают практические советы родителям по воспитанию и развитию дошкольников. Рубрика за короткий промежуток времени приобрела большую популярность среди жителей района. Не менее интересна телеигра «Детский лепет», в процессе съемок которой, дети объясняют значение различных слов, что способствует речевому развитию дошкольников. Педагоги и дети ДОУ района   принимают активное участие в  мероприятиях, проводимых Центральной детской библиотекой, районным краеведческим музеем, Киржачским телевидением.  Это встречи с интересными людьми, мастер-классы, конкурсы рисунков, «Гагаринские чтения», «Токмаковские чтения»  и другие совместные мероприятия. В образовательных учреждениях налажена система работы по преемственности со школой проводятся экскурсии, взаимопосещения уроков и образовательных процессов.  Следует отметить, что сельские дошкольные учреждения МБДОУ № 15, МКДОУ № 27, МКДОУ № 22 стали активно участвовать в мероприятиях, которые проводятся в их сельских поселениях.  Таким образом, используются не только средства и возможности сообщества в самом образовательном учреждении, но и  на муниципальном, краевом уровне, уровне городского или сельского поселения.  Это создает позитивные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.   

 Опыт работы дошкольных учреждений Киржачского района был в этом году широко представлен на областном уровне на форумах, семинарах и конференциях.   

     В конкурсе инновационных проектов и методических разработок «Пчелка» по теме «Взаимодействие с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» приняли участие  15 педагогов ДОУ№ 5, 8,12, 40. Работа методиста МКУЦРОДОУ  заняла 1 место в номинации  «Использование веб-технологий при реализации взаимодействия с семьями воспитанников». От МБДОУ № 12 было представлено на конкурс 3 работы, за что руководителям ДОУ вручена благодарность от ВИРО. 2 педагога МБДОУ № 40 участвовали в открытом показе мастер-классов, за что получили грамоты от Всероссийского общества «Воспитатели России».

В научно-практической интернет-конференции «Аспекты информатизации образования: дистанционное взаимодействие» участвовали 2 педагога МБДОУ № 40 с докладом     «Использование ИКТ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»,

На Межрегиональном форуме руководителей и педагогов инновационных ДОУ «Инновации в дошкольном образовании: проблемы, перспективы» методист МКУ ЦРОДОУ выступила на творческой площадке, на семинаре-совещании дошкольных работников «О работе муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, по обеспечению качественного дошкольного образования в рамках реализации ФГОС ДО» со стендовым докладом «Методическое сопровождение инновационной деятельности дошкольных образовательных организаций Киржачского района».

       В областном конкурсе среди молодых педагогов «Моя инициатива в образовании» в формате печа-куча приняла участие педагог из МБДОУ № 5.

Опыт работы наших педагогов представлен и на Электронных дисках ВИРО:

 «Преемственность во взаимодействии с семьями воспитанников на этапе дошкольного и начального образования»

«Преемственность во взаимодействии с семьями воспитанников на этапе дошкольного и начального образования» Евсеевич О.Н., Топоркова Н.Н., Назарова В.Н. МБДОУ НОШ

«Организация педагогического процесса в ДОО по профилактике ДТТ с использованием метода проектов»

 

Проект "Добрая дорога - внимательный пешеход" Логинова Т.К., Сидякина С.А.,Кочеткова Н.А,  Савцова А.М. МБДОУ № 37

 

Проект "Путешествие в страну дорожных знаков" Лалиашвили Л.А.,Попова С.В. Логинова Т.К  МБДОУ № 37

«Образовательное
пространство ДОО как территория обеспечения социальной адаптации детей с
ОВЗ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»

 

"Организация дидиктических игр в группе комбинированной направленности" Захарова Н.А., Колесникова О.В., МБДОУ № 8,

 

"Организация работы по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями" Чесалина Е.А., Влахова Л.В., Гречка И.В., Рыжова Н.Е.

 

 

Анализируя работу методической службы по всем направлениям, можно сделать следующие выводы:

     Методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры.  Немало усилий прилагается для поддержания нормального хода образовательного процесса — содействию его обновления в соответствии с ФГОС.  Все формы работы методической службы направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов, формирование психологической и мотивационной готовности к введению ФГОС.  Для повышения эффективности педагогического процесса ведется постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

В районе созданы все возможности для свободного выбора педагогами вариативной части учебной программы, творчества, самостоятельного решения педагогических проблем. Педагоги умеют видеть в детях личность и прилагают творческие силы и способности для всестороннего развития каждого ребенка, творчески подходят к решению проблем обучения детей, способствующих развитию их познавательных способностей, экологического воспитания, физического воспитания и оздоровления, безопасности жизнедеятельности, нравственной, национальной культуры.

      Однако, выявлен и ряд затруднений у педагогов:

1.     Выстраивание индивдуальной траектории профессионального роста.

2.     Организация системно-деятельностного подхода при построении воспитательно-образовательного процесса;

3.     Создание гибкой, легко изменяемой предметно-развивающей среды в соответствии с темой, которая реализуется в группе в определенный отрезок времени;

4.     Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

 

 

.

 

В связи с этим намечены следующие направления работы:

·        Продолжить работу по методическому сопровождению введения ФГОС ДО.

·        организовать работу по переподготовке воспитателей, не имеющих дошкольного образования;

·        продолжать работу по обеспечению непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога;

·        продолжить работу по наполнению сайтов дошкольных учреждений и личных сайтов педагогов в соответствии с современным законодательством.

·        продолжить обучение педагогов ДОУ по эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

·        создать в 2015-16 учебном году методическое объединение  для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями;

·        обобщить и распространить опыт образовательных организаций по созданию развивающей, полифункциональной, трансформируемой, вариативной и доступно-безопасной развивающей среды, соответствующей апробируемым моделям образовательного процесса;

 

·        оптимизировать меры по совершенствованию образовательного процесса в контексте развивающего и системно-деятельностного подхода в образовании. 

Анализ работы

методиста по дошкольному образованию

МКУ ЦРОДОУ  Киржачского района

за 2013-2014уч. год

 

Целью работы методической службы Киржачского района было создание условий для непрерывного общего профессионального развития современного педагога, обогащение его творческого потенциала, совершенствование профессионально важных личностных качеств с целью достижения оптимального уровня образования, воспитания, развития личности ребенка.

Для этого были поставлены следующие задачи:

-содействие развитию районной системы дошкольного образования, функционированию и развитию дошкольных образовательных учреждений;

-создание условия для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ДОУ;

-оказание  учебно-методической поддержки всем участникам образовательного процесса;

-оказание информационно-методической поддержки педагогам в освоении,  введении в действие ФГОС и ФГТ;

-способствовать удовлетворению информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников ДОУ.

 

Методическая поддержка педагогических работников ДОУ к введению ФГОС.

Методическое сопровождение и подготовка педагогических работников к реализации ФГОС осуществлялось  через работу районных методических объединений.В течение учебного года работали 5 методических объединений и 3 творческих группы. Руководителями РМО являются педагоги с высшей и первой кв. категорией.

На них рассматривались актуальные вопросы, связанные с обновлением воспитательно-образовательного процесса и развивающей среды  с учетом требований ФГОС.

    С целью информационно-методической поддержки педагогов в течение года был проведен цикл семинаров по методическому обеспечению введения ФГОС дошкольного образования:

Для заведующих и старших воспитателей: «Управление введением ФГОС дошкольного образования» на базе МБДОУ № 5,

Для педагогов в рамках работы районных методобъединений:

«Современные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ в контексте новых нормативно-правовых документов» на базе МБДОУ № 40,

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» на базе МБДОУ № 30 и № 14,

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников по реализации ООП» на базе МБДОУ № 37,

«Современные подходы к организации образовательного пространства ДОО с учетом требований ФГОС» на базе МБДОУ № 40.

 

    Работа в  этом направлении будет продолжена и в следующем учебном году.

  Руководители районных методических объединений обозначили направления деятельности, проблемы, поставили цели и задачи,. Организация работы районных методических объединений строилась с учетом запроса воспитателей. Активное участие принимали педагоги детских садов № 5, 8, 12, 14, 25, 30, 37, 40. Особо следует отметить активную работу педагогов сельских ДОО № 15, 19, 27. На заседаниях с педагогами использовались разные формы работы: семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, игры-тренинги, консультации, презентации проектов, круглые столы, выставки,  презентация опыта, просмотры образовательной деятельности.

   В процессе работы методических объединений и творческих групп, педагоги получили  теоретические и практические основы выстраивания такого взаимодействия с детьми, где взрослый занимает роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка, как этого требуют ФГОС.  Большое внимание уделялось вопросам комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса, организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, взаимодействию специалистов, воспитателей и родителей в организации деятельности с детьми.  Рассматривались вопросы поиска новых походов в работе воспитателя с целью развития инициативы, самостоятельности ребенка, его социально-личностных качеств.

        

         Заметно повысился уровень представления опыта работы педагогами. Чаще стали использовать ИКТ-технологии, презентации, слайд-шоу, видеоролики. Педагоги учатся грамотно анализировать свою деятельность исходя из поставленных целей и задач. При организации и проведении заседаний МО и ТГ учитывался дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами с различным уровнем профессиональной подготовки. Педагоги ДОУ используют рекомендации, выработанные в ходе проведения семинаров в практике работы. В связи с введением в штатное расписание ставок инструкторов по физической культуре назрела необходимость создания методического объединения для этой категории специалистов. В этом учебном году вопросы касающиеся организации их работы рассматривались в рамках действующих МО. У многих педагогов вызывает затруднение комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса. Было предложено создать творческую группу по созданию примерного планирования по всем возрастным группам с учетом регионального компонента.

          

ВЫВОДЫ: 

1.      Создать в 2014-15 учебном году МО для инструкторов по физической культуре и ТГ по разработке комплексно-тематического планирования.

2.      Продолжить работу по методическому сопровождению введения ФГОС ДОО.

 

 

 

Деятельность в области информатизации муниципальной системы образования

Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания. Все это предъявляет и соответствующие требования к педагогу. С этой целью методическая служба привлекает педагогов к работе с новыми средствами обучения, новыми информационными технологиями, компьютерной техникой.

   Была организована методическая поддержка применения компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ.  10,5% педагогов прошли в этом учебном году обучение на компьютерных курсах INTEL «Обучение для будущего» на базе МБОУ СОШ № 2, проводились групповые и  индивидуальные консультации для педагогов, желающих создать собственный сайт.  Увеличилось число педагогов, имеющих личные сайты или блоги в сети интернет на сайтах nsportal, WIKI- Владимир, и др. Педагоги чаще стали участвовать  в вебинарах на сайтах Netedu.ru, Учебно-методическом портале и др.

За прошедший учебный год налажена работа по обмену информацией через электронную почту – 100 % ДОО  садов теперь с успехом используют это в работе. 70 % ДОО имеют собственные сайты. Ссылки на их адреса размещены  на сайте для методической поддержи педагогов дошкольных образовательных учреждений   http://doukirgach.jimdo.com/, на котором также размещен опыт работы педагогов, информация о мероприятиях для педагогов и воспитанников ДОУ, ссылки на личные сайты педагогов. Создана страница для каждого РМО и ТГ, где размещены планы работы и материалы заседаний, которые открывают поле для взаимодействия педагогической общественности. Это основа построения единого информационно-образовательного пространства района, которая является некой информационной базой данных с возможностью постоянного доступа к ней всех заинтересованных участников образовательного процесса.

 В рамках модернизации дошкольного образования было проведено обучение руководителей работе в системах электронного мониторинга  «Наша Новая школа» и «Барс - электронный детский сад». Следует отметить, что не все руководители в полной мере овладели навыками работы в этих системах. Одной из причин является отсутствие в детских садах интернета или его недостаточная скорость. Для них созданы условия в ресурсном центре (МКУ ЦРОДОУ) – наличие доступа в интернет через сеть WI-FI . Работа в этом направлении будет продолжена и в следующем учебном году.

ВЫВОДЫ: в 2013-2014 уч. году следует:

§Продолжить работу по наполнению сайтов дошкольных учреждений и личных сайтов педагогов в соответствии с современным законодательством.

§продолжить работу по повышению профессиональной компетентности педагогов в области применения ИКТ и содействию внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, в практику деятельности управленческих кадров ДОУ района через увеличение практических занятий для педагогов и заведующих.

§продолжить обучение педагогов ДОУ по эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

 

Повышение квалификации педагогическими работниками

 

         В условиях введения ФГОС ДОО применяются новые подходы к обеспечению непрерывного повышения квалификации руководящих кадров  и педагогических работников учреждений дошкольного образования, содействия их творческому росту, профессиональной самореализации. 

     Методическая служба района старается создать определенные условия для повышения квалификации, ведет переподготовку педагогических кадров различных категорий, оказывает им своевременную методическую и консультативную помощь, обеспечивает кадры современной информацией о содержании образования, инновационных технологиях, об альтернативных методических пособиях, авторских разработках и по актуальным проблемам дошкольного образования и воспитания на начальном этапе введения ФГОС. В этом учебном годы для воспитателей района были организованы выездные курсы повышения квалификации (72 часа). На них обучено 34 педагога. Из них 8 педагогов продолжат обучение по индивидуальному плану (накопительная модель).  По сравнению с прошлым годом, число педагогов начавших обучение по накопительной модели, увеличилось в 5 раз (с 3-х до 17 педагогов). Всего за 2013-2014 уч. год прошли курсовую подготовку 34,5% педагогов.

     Таким образом, перспективный план повышения квалификации педагогических кадров различных категорий выполнен на 102%. Это связано с приходом в систему дошкольного образования педагогов, не имеющих соответствующего образования и увольнением работников.

 

Аттестация педагогических кадров

    С 2011г. более 50% педагогов успешно прошли аттестацию по новой форме. В 2013-2014 уч. году в 2 раза увеличилось количество педагогов имеющих высшую квалификационную категорию, но в то же время, на 3 человека увеличилось число педагогов, не имеющих категории. Это связано с тем, что в ДОУ приходят работать молодые педагоги со стажем работы менее 3 лет.            

    Таким образом, прослеживается тенденция увеличения числа педагогов, желающих повысить свою квалификационную категорию.  А это способствует  повышению эффективности и качества педагогического труда; выявлению перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;  обеспечивает дифференциацию уровня оплаты труда педагогических работников

 

год

Кол-во

педагогов

Аттестовано в учебном году

имеют категорию

высшая

первая

соотв.

высшую

первую

вторую

соотв

не имеют

2011

-2012

 

172

 

4

 

11

 

9

 

12

 

75

 

51

 

9

 

25

7%

44%

30%

5%

14%

2012

-2013

 

173

 

3

 

16

 

3

 

16

 

83

 

34

 

11

 

29

9%

48%

20%

6%

17%

2013-2014

171

20

22

4

 

31

 

80

 

13

 

16

 

31

 

18,1%

 

46,8%

 

7,6%

 

9,4%

 

18,1%

 

 

 

Смотры, конкурсы, фестивали

 Для обеспечения профессионального роста педагогов, формирования их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий районной методической службой проводятся различные конкурсы, фестивали. Это стимулирует целенаправленное, непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ.

      Все запланированные конкурсы, смотры в годовом плане и другие мероприятия проведены согласно плану работы МКУ ЦРОДОУ и управления образования, согласно тем положениям, которые разработаны и утверждены конкурсными комиссиями и членами жюри.

      На хорошем уровне прошел конкурс «Воспитатель года». В нем участвовали 3 педагога ДОУ. Во второй тур конкурса вышли Сорокина М.А. – логопед МБДОУ № 40, Богунова Г.Г.- музыкальный руководитель МБДОУ № 12 – они стали лауреатами конкурса. Педагоги представили опыт работы, показали свое педагогическое мастерство в практической деятельности и провели мастер-классы по выбранной теме.

 

В конкурсе научно-методических разработок  «Интеграция образовательного процесса как средство формирования целостной картины мира дошкольников»  приняли участие 11 педагогов ДОУ из МБДОУ № 12,30,37,40. В данных работах содержится практический материал, который наработан и обобщен педагогами в соответствии с современными требованиями. Все темы, выбранные участниками, достаточно актуальны на современном этапе, работы содержат практический материал, который может быть использован другими педагогами для работы. Следует отметить, что уровень работ, представляемых на конкурс, заметно повысился.  Большинство из этих работ были представлены и на областной конкурс «Пчелка».

    Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения и их отношение к дошкольному образованию. Взаимодействие педагогов с семьей является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений района. Стали традиционными конкурсы, проводимые для улучшения качества взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников.

      Впервые в этом году районный фестиваль детского творчества "Звёздный фейерверк" прошёл в РДК. 79 дошкольников из 16 дошкольных учреждений приняли в участие в этом замечательном празднике. Компетентное жюри оценивало юных участников по трём номинациям: "Вокальное творчество", "Танцевальное творчество", "Художественное чтение". Ребята демонстрировали вокальные, танцевальные способности, умение читать стихи и др. Воспитанников пришли поддержать родители, что говорит об их заинтересованности и желании участвовать в жизни ДОУ в качестве полноправных участников образовательного процесса. Благодарность управления образования объявлена педагогам, участвовавшим в подготовке участников фестиваля.

     В культурно-спортивном празднике «Малышок» приняли участие команды из 12 ДОУ района, дошкольники показали хорошую физическую подготовку, умение действовать согласованно в команде.

      Интеллектуальный конкурс для дошкольников «Учимся думать, играя» был посвящен космосу.  Воспитанники из 14 детских садов выполняли задания, которые им предлагала «Звездочка» (музыкальный руководитель МБДОУ № 25 Азуевская Я.Б.) Ребята не только отгадывали загадки о космосе, но и выполняли задания на развитие логического мышления, на внимание,  на быстроту реакции.  За выполнение заданий жюри, возглавляемое консультантом по дошкольному образованию Людмилой Николаевной Баскаковой вручало  жетоны-«ракеты». Победителя определяли по наибольшему количеству «ракет» у участников. Им стал Яковлев Егор из детского сада № 6 (воспитатель Т.А.Юсицкова).

 

  Очень активно участвовали ДОО в  смотре-конкурсе поделок «От кометы до ракеты», посвященном  80-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина. На конкурс было представлено более 80 работ. Все работы были очень оригинальны и необычны, поэтому оценить работы предложили участникам областного семинара-практикума по теме: "Социально-личностное развитие дошкольников в контексте реализации ФГОС дошкольного образования", который прошел на базе МБДОУ № 15.

 Опыт работы дошкольных учреждений Киржачского района был представлен в форме педагогических проектов по социально-личностному развитию дошкольников, посвященных космонавтике. Педагоги приняли участие в   работе секций, отражающих деятельность по познавательному, речевому, физическому и художественно-эстетическому развитию дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО. 

 

      В конце мая в МБДОУ № 14 состоялся семинар для заведующих и старших воспитателей по организации летней оздоровительной работы с дошкольниками. Заведующая МБДОУ Татьяна Николаевна Одинцова отметила, что практика оздоровительно - профилактической работы показывает, что достигнуть максимального оздоровительного и общеукрепляющего эффекта в детском саду возможно лишь при условии комплексного решения всех задач, которые ставятся при планировании работы летом. Также были подняты вопросы благоустройства участков детского сада, предназначенных для прогулок и занятий детей физической культурой.

   Опыт педагогов МБДОУ № 8, 12, 40,37, 19, 30, МБОУ НОШ размещен на дисках, выпускаемых ВИРО. 

 

     Кроме того, коллективы ДОУ района активно участвовали в областных конкурсах, форумах, семинарах и конференциях. В конкурсе инновационных проектов и методических разработок «Пчелка» по теме «Интеграция образовательного процесса как средство формирования целостной картины мира дошкольников» принимали участие педагоги ДОУ. Работа старшего воспитателя МБДОУ № 25 Чесалиной Е.А. и воспитателя Влаховой Л.В. заняла 3 место в номинации «Условия формирования и развития процесса мировидения в раннем детстве».

В областном семинаре по итогам конкурса «Пчелка» приняла участие творческая группа педагогов, под руководством методиста МКУ ЦРОДОУ Гуськовой Н.М.  Воспитатель МБДОУ № 40 Кузнецова В.Г. участвовала и в секционной работе на этом семинаре. Она провела мастер-класс для педагогов области по организации дидактических игр по ознакомлению детей с космосом.

   Педагоги при поддержке опытных методистов и старших воспитателей принимают участие в международных  интернет-конкурсах. Воспитатель МБДОУ № 2 Богунова Г.А. стала победителем Всероссийского дистанционного конкурса, проводимого Центром современных образовательных технологий ООО «Интертехинформ», где заняла 3 место.

Педагоги  ДОУ организуют участие воспитанников в интернет конкурсах «Ёж» по русскому языку , «Светлячок» по окружающему миру, «Орленок» по физической культуре  и других организуемых ЦДО «Снейл» http://nic-snail.ru/.

 

         Завершена работа районной опытно-экспериментальной площадки по теме: «Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательной деятельности как средство формирования целостной картины мира» в МБДОУ № 8 под руководством заведующего И.Ю.Асадовой. Итоги работы подведены на заседании инновационного совета. Опыт работы распространен среди ДОУ района и используется в практике педагогов.

Таким образом, методическая служба является важнейшим компонентом образовательной инфраструктуры.  Немало усилий прилагается для поддержания нормального хода образовательного процесса — содействию его обновления в соответствии с ФГОС.  Все формы работы методического кабинета направлены на повышение квалификации и мастерства педагогов. Для повышения эффективности педагогического процесса ведется постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования.

   Дошкольные учреждения нашего города активно взаимодействуют с различными социальными институтами, образуя единое образовательное пространство для детей. Таким образом, используют не только средства и возможности сообщества в самом образовательном учреждении, но и  на муниципальном уровне и краевом уровне. Педагоги и дети ДОУ района   принимают активное участие в «Гагаринских чтениях», в мероприятиях проводимых Центральной детской библиотекой. В образовательных учреждениях налажена система работы по преемственности со школой проводятся экскурсии, встречи с интересными людьми, мастер-классы и другие совместные мероприятия. Следует отметить, что руководители городской и сельской администраций не остаются в стороне от проблем дошкольных учреждений. Многие из них оказывают не только материальную поддержку, но и сами участвуют в мероприятиях, проводимых в районе.

Анализируя работу МБДОУ по всем направлениям, наблюдается следующее:

В связи с принятием новой редакции «Закона об образовании» к работе дошкольных учреждений предъявляются все более высокие требования: дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. А так как  уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.

В районе созданы все возможности для свободного выбора педагогами вариативной части учебной программы, творчества, самостоятельного решения педагогических проблем. Педагоги умеют видеть в детях личность и прилагают творческие силы и способности для всестороннего развития каждого ребенка. Особенно заслуживает внимания работа детских садов, творчески подходящих к решению проблем обучения детей предметам, способствующим развитию их познавательных способностей, экологического воспитания, физического воспитания и оздоровления, безопасности жизнедеятельности, нравственной, национальной культуры: МБДОУ № 12, МБДОУ № 14, МБДОУ № 25, МБДОУ № 30, МБДОУ № 37, МБДОУ № 40, МКДОУ № 19, МКДОУ № 27, МБДОУ № 15, МБОУ НОШ.

 

Задачи на 2014-2015 учебный год:

-содействовать обновлению системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС;

-создавать условия для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих кадров ДОУ;

-оказывать учебно-методическую и научную поддержку всем участникам образовательного процесса, способствовать распространению новаций и реальных достижений педагога;

-оказывать информационно-методическую поддержку педагогам в освоении,  введении в действие ФГОС;

-способствовать удовлетворению информационных, учебно-методических, образовательных потребностей педагогических работников ДОУ.

 






Погода в Москве

Контакты:

Телефон:8 (49237) 2-02-74

Адрес:г.Киржач Владимирской обл. ул.Гагарина д.46

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Образовательные программы фирмы 1С