Разрабатываем основную образовательную программу в ДОУ

Метод рек по разр. ООП ДО.pdf
Adobe Acrobat документ 1.4 MB

Алгоритм написания ООП ДО:

1.      Приказ руководителя ДОО о создании рабочей группы по разработке /переработке ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.

2.      Изучение нормативных документов:

·         ФЗ «Об образовании в РФ»

·         ФГОС ДО

·         Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования

·         СаНПиН-2013

·         Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014

·     

3.      Определить количество ООП ДО в ДОО, т.к., согласно п. 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее - Группы) могут реализовывать разные Программы,  следовательно, в организации может быть несколько ООП, отличающихся не только содержанием, но и задачами работы (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и др.).

4.      Определить содержание части, формируемой участниками образовательных отношений и показать процентное соотношение обязательной части не менее 60% и вариативной не более 40%. В методических рекомендациях сформулированы подходы к решению этого вопроса, прежде всего, через учебный план организованной образовательной деятельности, составленный с учётом требований СанПиН-2013. В учебном плане определено количество НОД в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений. Например:

 

Возрастная группа

Количество НОД в неделю

Обязательная часть

Часть, формируемая

участниками ОО

Всего

2 младшая группа

6

4

10

Средняя группа

7

3

10

Старшая группа

 

 

12/13

Подготовительная к школе группа

 

 

17/18

 

Важно согласовать количество  НОД по реализации ООП и  по дополнительным платным образовательным услугам, если их организация предполагается. Подчёркиваем, что организация дополнительных образовательных услуг возможна, но не в ущерб реализации ООП ДО, и аргументирована  имеющимися у детского сада возможностями (материально-техническими, кадровыми и проч.).

 

 

 

 

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

·      цели и задачи реализации программы;

Цель реализации Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком  целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.

Задачи реализации Программы:

В обязательной части Программы указать  задачи комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования или 9 задач из ФГОС ДО п.1.6.

            В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность**;

·      принципы и подходы к формированию программы:

указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом которой разрабатывается обязательная часть Программы.

·      значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.:

1. характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста:

-особенности контингента воспитанников (количественные и качественные характеристики)

- количество детей, количество и виды групп,

-особенности психофизического развития детей: общее недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья по… (указать), тубвиражные дети и т.д.,

-индивидуальные особенности (социальный статус семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);

 2. информация о содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы.

Эта часть Программы составляется на основе IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры образования).

Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

 

 

 

2. Содержательный раздел.

2.1.  Содержание образования по пяти образовательным областям.

 

В этом разделе программы необходимо указать:

1. содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно‑эстетическое развитие;

● физическое развитие.

2. используемые вариативные программы дошкольного образования (парциальные, комплексные, примерные) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания***.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:

• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик (п.2.7 ФГОС дошкольного образования, «сквозные механизмы развития ребёнка»);

• способы и направления поддержки детской инициативы; (в основе этого пункта требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы п.3.2.1);

•особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (описание системы взаимодействия детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников);

• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов (возможно описание оценки индивидуального развития детей: педагогическая и психологическая диагностика).

 

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть дошкольной образовательной организации).

Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или  инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:

1.      специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:

2.      механизмы адаптации Программы для указанных детей;

3.      использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;

4.      особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

 

3. Организационный раздел.

Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:

3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада, в т.ч. вариативных форм дошкольного образования;

3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).

При проектировании образовательной деятельности необходимо учитывать требования ФГОС ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).

3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, лабораторий, групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории;

3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:

обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом возможно  обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.

4. Краткая презентация ООП ДО

Дополнительный раздел программы, в соответствии с п.2.13 ФГОС дошкольного образования.

 

*Каждый раздел программы начинается с новой страницы.

**Курсивом выделена часть, формируемая участниками образовательных отношений.

*** Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

 

Алгоритм действий при формировании участниками образовательных отношений части программы из образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ  и/или созданных ими самостоятельно.

 

На первом этапе, исходя из требования о том, что данная часть программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и ориентироваться на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, необходимо:

1.         Провести мониторинг учета образовательных потребностей, интересов и мотивов воспитанников, членов их семей и педагогов. А именно:

            Изучить результаты диагностического обследования воспитанников за прошедший период, что даст представление об усвоении детьми системы знаний, их потребностях, интересах, развитии мотивации. (Проводят педагоги – воспитатели, педагог-психолог дошкольной организации, старший воспитатель).

            Провести анкетирование и опросы среди родителей воспитанников и членов их семей (мнение нескольких поколений даст больший материал для выработки) на предмет выявления их  образовательных потребностей касательно их детей, интересов и мотивов родителей воспитанников как членов образовательного процесса.

            Изучение запросов макросоциума и возможности использования его структур в процессе воспитания и обучения ребенка как новой, комплексной системы, позволяющей использовать сетевое взаимодействие между образовательным учреждением и учреждениями культуры и науки. Здесь особенно важно координация действий и усилий при четком распределении функций между участниками сетевого взаимодействия.

2.         На основании вышеизложенных исследований запросов членов образовательного процесса (с учетом результатов мониторинга обследования воспитанников и анкетирования членов их семей, а так же педагогов и макросоциума) осуществляется подбор нескольких образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ  и/или созданных самостоятельно образовательной организацией отвечающих требованиям всех участников согласно их запросов и мотивации.

3.         Обсуждение (открытое и гласное) выбранных программ педагогами и родителями – с целью изучения их специфики и содержания.

4.         Выбор образовательных программ различной направленности из числа парциальных и иных программ  и/или созданных ими самостоятельно, которые лягут в основу части образовательной программы дошкольной организации.

На втором этапе необходимо определить формы организации работы с воспитанниками.

1.         Педагог – психолог изучив результаты мониторинга и анкетирования и выбранных программ определяет формы организации работы с точки зрения психологии.

2.         Старший воспитатель подбирает формы организации работы с воспитанниками с учетом требований методологии и ориентируясь на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий в которых осуществляется образовательный процесс, а так же возможностям педагогического коллектива организации.

3.         Выбор формы организации работы с воспитанниками с учетом мнения педагогов и родителей воспитанников, на основе предложенных педагогом-психологом и старшим воспитателем организации.

На третьем этапе осуществляется собственно написание части программы с учетом выбранных программ и форм организации  работы с воспитанниками.

 

 

 

 

В таблице представлена  корреляция структуры ОП по ФГТ и ОП по ФГОС. 

 

Структура по ФГТ

Структура по ФГОС

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

 

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.

Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%

Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми 10 образовательных областей

4) содержание коррекционной работы

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

 

Структура основной образовательной программы включает три основных раздела:

1) целевой,

2)содержательный,

3)организационный.

В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

1. Пояснительная записка (возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;  приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;  особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие); принципы и подходы к формированию Программы).

5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.

 

1. Целевой раздел включает в себя

1.1.Пояснительная записка, раскрывающую цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста)

1.2 Планируемые результаты освоения Программы (учёт возрастных, индивидуальных, особенностей развития детей с ОВЗ).

3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей “Физическая культура”, “Здоровье”, “Безопасность”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Музыка”

4.Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

2. Содержательный раздел

2.1.Раскрывает содержание образования по пяти образовательным областям.

2.2.Используемые в работе детского сада образовательные технологии, а именно: формы, способы, методы и средства реализации Программы.

2.3.Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

2.Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении включает (ежедневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности; проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями)

6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы)

 

3. Организационный раздел

3.1. Содержит распорядок и/или режим дня.

3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса.

3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.4.Описание материально-технического обеспечения Программы: обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

4. Дополнительным разделом программы является её краткая презентация, ориентированная прежде всего на родителей воспитанников.

Навигатор образовательных программ дошкольного образования

Образовательная программа дошкольного образования «Березка» / Авторы С.А. Трубицына. В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, Т.А. Иконникова, К.И. Бабич

Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под редакцией И.Е. Федосовой

Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Автор Н.В. Нищева

Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад — дом радости» / Автор Н.М. Крылова

Образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» / Под редакцией Е.А. Хилтунен

Образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой

Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

Образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру» / Автор С.П. Циновская

Образовательная программы дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

Образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией Г.Г. Кравцова

Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под редакцией Л.А. Парамоновой

Образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» / Под редакцией Т.Н. Доронова

Образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / Под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой

Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / Авторы В.Ю.Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева

Образовательная программа дошкольного образования «На крыльях детства» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под редакцией Е.Г. Юдиной

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Образовательной программы дошкольного образования «Первоцветы» / Под редакцией Н.В. Микляевой

Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» / Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова

Образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / Под редакцией Е.В. Соловьёвой

Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 1 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой

Образовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета», часть 2 / Под редакцией Е.А. Хамраевой, Д.Б. Юматовой

Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева

Образовательная программа дошкольного образования «Успех» / Под редакцией Н.В. Фединой






Погода в Москве

Контакты:

Телефон:8 (49237) 2-02-74

Адрес:г.Киржач Владимирской обл. ул.Гагарина д.46

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Образовательные программы фирмы 1С